В.Лаврусь (v_lavrus) wrote,
В.Лаврусь
v_lavrus

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ ПО ИНДИИ. ХРАМЫ САГАРА (ЧАСТЬ I)

Удивить кого-нибудь в наш суетный век поездкой в Индию вряд ли возможно, тем более в Гоа. Сегодня вообще трудно кого-то чем-либо удивить. Крепкий стал народ, информационно подкованный. Но ездят, слава богу,  не для того чтобы удивлять…
Моя история с Индией началась в далёком 95-м, когда мы с  сыном поехали отдыхать в Ялту. Одним из вечеров делать, как обычно, было нечего, по променаду мы прогулялись, картины посмотрели, на рыбаков поглазели, и я от скуки подошел к гадалке. А почему бы и  нет? Гадалка - пожилая сухонькая скромная русская женщина, была совершенно не похожа на назойливых цыганских Оракулш. С такой скромной внешностью вряд ли она могла рассчитывать на хорошие заработки. Собственно, именно скромным видом она меня и привлекла. В таких неприметных бабушках часто скрывается настоящий дар и талант. По мере общения (гадала она по руке) она как-то  очень удачно угадала пару  ключевых моментов в моей жизни, чем еще больше меня заинтересовала, и я с ней разговорился. Просто так, о жизни. Минут через десять я об этом пожалел, ничего нового и умного она не сообщила, но когда я, уже почти совсем, собирался уходить, она вдруг  сказала: «У вас дар, молодой человек, ваши сны сбываются».

С этими снами у меня одни проблемы, не то что бы они вещие… но довольно часто я ловлю себя на том, что события, которые вот только что случились, я уже видел, причем уверенно знаю, что видел во сне. Однако самое неприятное в том, что до момента пока событие не произойдет, я не понимаю, «что» же мне «показали» во сне. То есть я, возможно, что-то предвижу, но предсказать, а тем более предотвратить, не могу. Такой талант, мягко говоря, неудобен, и я мало кому о нём рассказываю, хвалиться-то нечем. А тут бабушка... В первый момент я опешил, а потом решил пожаловаться, дескать, ничего не могу поделать со своими снами, толку от них никакого, только запоминать. Она как-то очень мягко  взяла меня за руку и вкрадчиво произнесла: «Тебе нужно научиться управлять своими снами… Это просто… Ты когда, сынок, ложишься спать, сконцентрируйся на каком-то вопросе, и тебе во сне на него ответят. Ей-ей ответят… у тебя получится». «Да ладно, ерунда всё это!» - отмахнулся я,  поблагодарил бабушку, расплатился, и мы со Стасом продолжили свой вечерний моцион.
Отмахнуться-то я отмахнулся, но совета не забыл. И как-то уже на Севере решил поэкспериментировать. Я долго выбирал вопрос, на который бы хотел услышать ответ, и ничего лучшего не придумал, как спросить: «А какой у меня, в моих жизненных воплощениях, самый  большой грех?» Странный вопрос? Ну, узнавать, так узнавать, учитывая мой скепсис. И ночь мне явила...
Я, американский или английский, а может быть, голландский, торговец оружием, подрядился на поставку винтовок для восставших в Индии сипаев (военные индийцы, армейские служащие Ост-Индийской компании).  Подрядился, предоплату взял, а винтовки не поставил. Испугался пройти на корабле в Ганг, везде были британские военные. Струсил! Грех? Конечно, грех… Обманул доверившихся. Тем более что конец у сипаев  был очень нехороший. Колонизаторы подавили восстание, а несколько тысяч участников казнили, привязывая их к пушке и стреляя холостыми. Человека при этом разрывает в мелкие лоскуты, и надежды предстать пред богом у казненных, по верованиям индусов, не было ни малейших шансов.
Ответ мне этот не понравился (кому бы он понравился…). Больше экспериментировать с вопросами я не стал, решив для себя, что всё это чушь собачья, но! Но в мою жизнь вошла Индия. Не так, как Россия или Римская империя (всегда увлекался историей этого знакового для человеческой истории государства), но Индия перестала для меня быть просто набором букв.  И ещё:  я вдруг понял, что мне хочется туда поехать.
Но в 95-м мы и мечтать не могли о том, чтобы поехать куда-нибудь дальше Ялты или Сочи.
Значительно позже, в декабре 12-го, в Гоа съездил Стас с будущей женой и вернулся очень довольный. И я  поставил напротив Гоа галочку, как места, обязательного для посещения.
А осенью этого года, в предощущении, что наша поездка может быть…  - очень не хочется писать «последней», напишу дурацкое слово «крайней», - так вот, в предощущении, что наша поездка может стать крайней поездкой за границу, мы очень скрупулёзно подошли к выбору места для отдыха. Ближний Восток (Египет, Турция) отметался сразу, ясно было, что направление опасное, что потом печально и подтвердилось. Юго-Восточная Азия или Карибский бассейн были слишком дороги. И я понял -  пришла пора посетить Индию.
5 декабря (в день рождения Валико и тайского короля Пхумипона Адульядета) в 8 вечера наш Боинг оторвался от взлетно-посадочной полосы в Домодедово и взял курс на Юг. Россия, Каспий, Казахстан, Туркмения, Пакистан, Аравийское море и уже  в 6 утра по Делийскому времени (разница с Москвой 2,5 часа) наш самолет приземлился в аэропорту Даболим индийского штата Гоа. Отдыхать мы ехали в Южный Гоа. Северный -  он для молодежи, а мы хоть и не старики, но тусовки нам уже противопоказаны.
К морю хорошо прилетать рано утром. Даже если ночь почти не спишь (перелеты к теплым морям обычно долгие,  а забота экипажа совсем не позволяет уснуть, второй раз нас пытались накормить в час ночи  по-московски  или в половине четвертого по-делийски,  есть, конечно же, никто не стал, но разбудить всех разбудили… и… и…. дай им всем бог здоровья! ), так вот, даже если всю  ночь не спишь,  к морю прилетать хорошо утром рано. Весь день впереди, и это при такой-то погоде!  А погода в Гоа-а-а-а... Сухой сезон, +30, солнце, легкий бриз. В голове не укладывалось, что где-то в это же время: плюс через минус, дождь через снег, и вообще, просто холодно, гадко и противно.
Заселившись и позавтракав, мы нацепили на себя купальные костюмы и рванули на море, благо отель стоял  буквально возле него.
Море…
Аравийское море…
Если посмотреть на карту, то морем это можно считать весьма условно, скорее это Индийский океан. Но, в общем-то, какая разница…  вода +27, полуметровая океанская волна и бесконечный песчаный пляж. У Южного Гоа двадцать семь километров пляжа, с белым, скрипящим под ногами, как снег, песком. Так бывает, если песок образуется из ракушечника. Он очень мягкий, нежный, как шелк, но из-за него в море практически нет видимости, а значит, маску можно было даже не брать, а про снорклинг с дайвингом забыть. А мы и забыли, и пошли просто гулять по берегу.
Народу на пляже немного, и весь он в основном сосредоточен возле пляжных кафе - шеков. У каждого шека  целый штат зазывал, которые неплохо говорят по-русски, настырны, даже назойливы и делают всё, чтобы  затащить к себе клиента. Естественно, начинают сразу с обращения  «друг» и норовят пожать руку.
С желанием местных прикоснуться к белому человеку, нам пришлось  сталкиваться на каждом шагу, не то чтобы все хотели пожать руку, но дотронуться, да хоть просто сфотографироваться вместе с белым человеком в Индии стремятся многие. Я пишу «в Индии», хотя ещё до приезда твердо знал, Гоа  - не Индия. Но и в Индию мы сумели выбраться. Но все по порядку.
Итак: вся жизнь белых человеков сосредоточена возле редких кафе-шеков.  Там же отираются торговцы всякой всячиной  (дешёвой бижутерией, сувенирами, изделиями из хлопка), бродячие артисты, выдыхающие пламя, гимнасты и нищие, последние почти всегда с маленькими детьми, дети в подаянии берут хлеб и другую еду, голодные!  (Там это никого не волнует.  «Карма»  у детей такая, в Индии все решает карма.)

Но не человеком единым живет пляж, есть там и другие живые существа:
- Мелкие песчаные крабики. За ночь они простреливают пляж не хуже автоматных и пулеметных пуль. У них непростая  жизнь. То отлив, а то прилив, и поэтому все время приходится менять свою диспозицию, каждый раз заново окапываясь. Активны они в основном ночью, но и днем их можно заметить, правда, исключительно боковым зрением, ибо перемещаются они с изумительной быстротой.
- Ракушки и морские звезды, их волна миллионы лет выбрасывает на берег, а моя Валико, вопреки мировому порядку, упорно спасала их, относя обратно в море.
- Птицы:
- Стайки мелких куличков-ржанок пишут своими длинными лапками строки перед прибойной волной. Набегавшись за волнами, они любят погреться на горячем  песке, а когда их спугивают - мчатся над морем крикливой, переливающейся серебром, стаей.
- Цапли. Белые и серые.  В одиночестве они разгуливают возле соленых луж на своих ходулях, высматривая мелкую рыбешку.
- Белоголовые орланы, стерегущие в вышине всю земную и неземную живность.
- И вороны! Если другие птицы на пляже, скорее всего, знакомы с Россией не понаслышке, и на берегу Аравийского моря на зимовке, то вороны здесь дома, они здесь хозяева.  Более грациозные и темные, чем наши, они, как люди, тоже группируются возле шеков. А чего шарашиться где попало? Еда, она сама по берегу ходит, надо только успеть подсуетиться, когда она остается без присмотра. Или организовать нападение. Когда одни отвлекают, а другие тырят. Умные, черти.
- И собаки! Собак много. Собаки такие же худые, как вороны и  как, вообще, все в Индии. По характеру доброжелательные, чем-то походят на зазывал из кафе, на знакомство идут смело, могут даже прикусить (в шутку) ногу, но при отпоре быстро всё понимают и больше не беспокоят, хорошая память. Вдоль всего пляжа территории возле кафе поделены между стаями. Иногда на пограничных участках возникают потасовки, при этом нарушителя загоняют в воду (или он сам туда отступает, волна прикрывает спину) и всеми доступными средствами объясняют, что присутствие того крайне нежелательно. Кусают при этом нешуточно. Но потасовки редки, в основном, днем псы дрыхнут в тени под лежаками, предварительно выкопав в песке ямку до сырого песка, а вечером побираются, но тоже не очень настойчиво. Сидишь ешь, и вдруг замечаешь, что кто-то на тебя смотрит, поворачиваешь голову – пес сидит и молча смотрит. Причем подходят они исключительно к столам, за которыми едят мясо, рыба (рыба обалденно вкусная, свежая же!) рыба их не интересует. Получив кусок мяса, пес аккуратно съедает и  так же бесшумно растворяется в темноте. Жизнь выдрессировала.
- Кошки тоже есть, но на пляж почти не заходят, обитают в основном на территории отеля. Худые, как велосипеды, они при этом разборчивы в еде, то есть худоба у них в генетике, а не от голодной жизни.
Такой антураж.
Люди, звезды, крабы, рыбы, птицы, кошки и собаки, опять люди, опять звезды… прямо цикл перерождений – колесо сансары в жизни. Представляете, ходит по пляжу собака, а в предыдущей жизни была она владельцем  шека, который обсчитывал туристов?  Карма!
В целом антураж незамысловатый. И жизнь такая же. Лежишь, греешь пузо, временами окунаясь в теплое, пахнущее арбузами море, три раза в день набиваешь это самое пузо едой: завтрак в отеле, обед и ужин в кафе на пляже, ибо дешево и вкусно. В общем – рай! И львы не едят антилоп.  Потому что нет тех львов. И антилоп тоже нет. Бродят где-то далеко в джунглях тигры…
И на второй день становится нестерпимо скучно. Хоть вой. По крайней мере, мне. Я очень беспокойный пациент.  Очень! Мне вечно чего-то не хватает… Вот, чего бы просто не лежать? Не-е-е-ет! В Индии же!
Ну и поехали в Индию…
Индия. В который раз пишу Гоа - это не Индия. Самый маленький индийский штат, с 1510 по 1961 годы, вообще был заморской территорией Португалии, со всеми вытекающими последствиями, как то: насаждение христианства в самой жесткой форме (разрушение индуистских храмов и сжигание на очистительном огне упорствующих в язычестве), нивелирование кастовой системы (только нивелирование, на самом деле даже в Гоанском христианстве существуют касты, и неприкасаемым запрещается заходить в храм, знал бы об этом Сын плотника…), и даже  раздача в 1961-м португальских паспортов (теперь детишки этих экспортугальцев используют исторический прецедент,  как возможность репатриации в Португалию и Европу). Индии в Гоа нет! Чтобы попасть в  Индию, нужно ехать за границы штата. Выбор, который предоставляют туроператоры, небольшой: Бомбей на два дня, Агра на три дня, и однодневная поездка в соседний штат Карнатака в города Мурдешвара и Гокарна. Если едешь на неделю, про Бомбей и Агру приходится  забыть, остается Большой Синий Шива в Мурдешваре и брамины в Гокарне. Делать нечего, туда и поехали.
Мурдешвара - фасад Индии для иностранцев. Где-то надо знакомить белых людей с индуизмом? Почему бы это не сделать в Мурдешваре?  Там, на основе храма 1542 года, в 2008 году был заново воссоздан храм Шивы, а рядом на холме была возведена статуя бога  (хотел написать в натуральную величину, но, кто же знает, какая она у него была, величина эта?) высотой в 37 метров.  Высоченный синий четырехрукий Шива, сидя в позе лотоса, возвышается над городом, восхищая и подавляя гостей, туристов и паломников (храм – действующий). Под богом музей, где в лицах, красках и цветах рассказывается история из Рамаяны. Сами истории  мозгодробительны. Сколько я не пытался вникнуть (не в этот раз, раньше, я же интересовался историей Индии) у меня ничего не получалось. Виной ли этому удалённость культур и философия, не исключающая третье (кроме «да» и «нет» есть третье, например, есть «жизнь», есть «смерть», а есть «нирвана»), но понять смысл поступков индийских богов крайне затруднительно. Все эти Шивалингамы, Йони… их поиск, их сокрытие… Вроде бы, где-то на кончике сознания  что-то ухватываешь… но как только ухватываешь, оно тут же ускользает.
«…в самом начале творения Брахма и Вишну заспорили, кто из них главный. Этот спор продолжался довольно долго и закончился тем, что перед спорщиками появился бесконечный огненный столб. Не поняв, что это перед ними, они атаковали столб своим оружием. Когда Брахма и Вишну поняли, что не могут нанести никакого вреда этому столбу, они решили найти начало и конец этого столба, и Брахма отправился искать верхний его конец, а Вишну (в образе Варахи) — нижний. Не найдя начала и конца, они снова встретились, и в этот момент из столба-Лингама к ним вышел Шива, который и объяснил Брахме и Вишну их реальное положение в этой Вселенной. А за то  что они атаковали столб, Шива обязал Брахму и Вишну в течение длительного времени совершать почитание Линга-мурти…» (а вообще, они триедины, и Шива у них главный диалектик, он Созидатель и Разрушитель, Отрицание Отрицания, но сразу так и не разберешь, чужая культура. Совсем чужая… )
В Мурдешваре белых людей много, везут автобусами, а потому большого интереса у местных мы, слава богу, не вызываем. Это нам впервой было видеть священных коров, которые бродили меж людей по раскаленному асфальту. Не понятно, что же они не уйдут  куда-нибудь на лужайку, чего же таскаются по жаре по этим каменным джунглям и, главное, что едят?  Но у коров не спросишь, даже священных. Так это и осталось для меня загадкой. Всё кругом загадочно, всё непонятно. Непонятно, но, в общем, красиво. Это уже про храм. Красиво, но очень похоже на лубок. Нет ощущения силы и глубины веры, которой почти четыре тысячи лет. Представляете? Четыре тысячи! Индуизм - одна из фундаментальных религий мира.
Tags: Гоа, Индия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments