В.Лаврусь (v_lavrus) wrote,
В.Лаврусь
v_lavrus

ИТАЛЬЯНСКИЕ ОТКРЫТКИ часть II

РИМСКАЯ ОТКРЫТКА

   В старости мне бы хотелось стать похожей на Рим.
      Рим не участвует в гонках. Он лишь наблюдает за суетой
      и дерзаниями со стороны, абсолютно невозмутимый,
      словно хочет сказать: «Что бы вы ни делали, Рим всегда будет Римом».
      Элизабет Гилберт, книга: «Есть, молиться, любить»

        Рим


В Рим мы приехали на шесть часов. В Вечный Город всего на шесть часов! У меня даже не повернется язык сказать, а рука не поднимется написать, что я был в Риме. Так… Побывал. Заскочил на минутку.
      Мы выехали из Римини рано утром еще по-темну. К восьми часам поднялось солнце и стали видны итальянские зимние пейзажи. Италия по сей день в значительной степени аграрная страна, и потому за окнами автобуса в основном представлялись пасторальные пейзажи. И эти январские, эти зимние пейзажи тянули на апрель месяц в наших широтах. Почти зеленые деревья, почти зеленая трава, полное отсутствие снега и яркое желтое солнце на голубом. Страна Чиполино и Сеньора Помидора, Герцога Апельсина и Барона Лимона. Страна Джанни Родари, о которой я столько слышал в детстве.
      К 9 утра автобус заехал на заправку, где нас накормили завтраком. Нормальным таким завтраком с куриным картофельным супом, спагетти и лазаньей. На выбор. 10 евро на человека вместе с кофе-чаем и круассанами.
      Кстати, вы знаете, как готовится лазанья? Лазанью готовить не сложно – сложней найти пластины к ней. Конечно, можно их приготовить. Но, во-первых, у нас трудно найти муку из твердых сортов пшеницы, как в Италии, а, во-вторых, во-вторых - «лень». Однако в некоторых супермаркетах сегодня еще можно найти эти пластины. Итак: рецепт лазаньи - простой, сборный, усредненный, обычно нравится всем. Главное, как у евреев с чаем, помните «евреи, кладите в чайник больше заварки!», так вот, в лазаньи должно быть много мяса, сыра и перца.  Готовы? Поехали!
      Пластины отвариваем в подсоленном кипятке согласно инструкции. Обычно это минут десять. Пластины должны быть, как говорят итальянцы, «аль денте», то есть немного недоваренными, они доготовятся позже.
      Лук режем и пассируем на масле с порезанным соломкой перцем. Добавляем фарш, солим и перчим его, тушим до рассыпчатости. Добавляем томатную пасту и помидоры, очищенные от кожицы, и еще тушим. Твердый сыр трем на крупной терке. Немного сыра оставляем для присыпки сверху.
      Противень желательно взять глубокий. Дно его смазываем четырьмя столовыми ложками сливок. Остальные сливки смешиваем с сыром и творогом. И… собираем лазанью.
      На дно противня на сливки укладываем пластину, на нее одну третью часть фарша. Сверху укладываем третью часть сыра со сливками и снова пластину. И так повторяем дважды: фарш, сыр со сливками, пластины, фарш, сыр со сливками. Сверху присыплем тертым твердым сыром. Ставим в разогретую до 180 градусов духовку на 40 минут.
      Готовую лазанью… Готовую лазанью посыпаем рубленной зеленью и даем немного остыть… Господи, а запах какой! И подаем на стол! И бокал красного вина… И свечи…
      О чем это я? Ах да. Мы перекусили в придорожной харчевне супом с курицей, лазанью брать не стали – а зря!
      В одиннадцать пополудни мы прибыли в Рим. Автобус остановился на берегу Тибра напротив Дворца Правосудия, по ступеням которого так мужественно ходил комиссар Катанья из фильма «Спрут». Рядом был мост, с которого можно было увидеть Собор Святого Петра – это, братцы, Ватикан. Я в Риме! Мы в Риме.
      Наш гид - русская тетенька, давно вышедшая замуж за итальянца, грамотная и несколько чопорная - так и хотелось спросить: «Какого дворянского рода вы, синьора?» - повела нас показывать Рим за пять часов. Рим за пять часов! Кощунство. Поэтому я не буду описывать, что мы видели и как ходили, только кратенько отмечу наш путь:
      Набережная Тибра напротив Дворца Правосудия, площадь Навона и фонтан Четырех рек, площадь Ротонды и Пантеон с могилой Рафаэля Санти, Фонтан Треви, Римский форум с памятниками Гаю Юлию Цезарю и Августу Октавиану, Колизей и Арка Константина.
      Все коротко, но, сколько в этом истории? Один Пантеон чего стоит. Пантеон, который сначала построил великий Марк Агриппа - соратник Августа Октавиана, его адмирал и победитель Помпея и Марка Антония с Клеопатрой (имена-то, имена!), Пантеон, который сгорел от молнии в первом веке и потом перестраивался при императоре Трояне в начале третьего века. А Римский Форум? Боже, я столько книг перечитал по римской истории, я так внимательно вглядывался в репродукции развалин Форумов Траяна, Августа, Цезаря, Нервы, Храмов Венеры и Ромы. А Колизей? Я мечтал увидеть все это своими глазами. Спасибо, Господи, Ты позволил мне это сделать.
      И с погодой нам повезло. Было солнечно, тепло и тихо.
      К двум часам мы вышли к Арке Константина, там нас должен был ждать автобус, но его еще не было. Пока ждали, наша гид обратилась к стоящим рядом полицейским (даю перевод):
      - Синьоры, я гид русской туристической группы, скажите, сколько вы получаете?
      - 1200 евро.
      Попробовала бы она спросить кого-нибудь у нас про зарплату, а в Италии, видимо, ничего, никого не шокирует.
      - А сколько вы тратите на аренду жилья в Риме?
      - 800. И у меня еще семья и двое детей.
      - Синьор, что вы думаете о сегодняшнем премьер-министре? – это уже гид обратилась к простому прохожему.
      - Мне насрать на него! Он - паршивец! Я даже не хочу о нем разговаривать! Зарплаты нет, работы нет…
      - Извините, синьор…
      Как бы сказал Форрест Гамп: «Наверное, нелегко быть итальянцем», и никакое солнечное утро с зеленой травой не радует, если у вас в стране кризис, правда ведь? Хорошо, что наконец-то пришел автобус, а то бы может еще и не такое услышали. Автобус пришел и отвез нас в другое очень суперисторическое место в Риме. Угадайте, в какое? Правильно! В Ватикан.
      Нас привезли на подземную стоянку, с которой мы, поднявшись на поверхность, вышли к церковной лавке. Конечно же, все великие церковные проекты давно стали коммерческими, потому не завести туристов в церковную лавку для гида непредставимо. Но финансовое положение наших туристов было не ахти какое (сколько там получал полицейский?), сказывался валютный кризис, а потому многие, бегло оглядев всю красоту, сели на скамейку отдыхать. А я в лавке купил почтовую марку Ватикана! Открытку я купил возле фонтана Треви. (раз и два) Там же открытку я и подписал. (три!) Осталось найти почтовый ящик. Раз продают марки, должен же где-то быть ящик?
      Из лавки мы вышли на площадь Святого Петра, в центре которой стоял Обелиск и Рождественская ёлка с вертепом. Ватикан продолжал праздновать большой праздник.  Нашей задачей было пройти в Собор Святого Петра, для этого мы встали в очередь, которая начиналась с юго-восточной стороны площади, огибала всю площадь вдоль колоннады Святого Петра и выходила к западной стороне площади к лестнице входа в Храм. Только через час мы добрались до входа, прошли интроскоп, возле которого дежурили полиция и швейцарские гвардейцы, и вошли в Собор.
      В этой части описания, я хочу обратиться к моему другу, Дмитрию Романову, патриоту не только нашей великой Родины, но и всего, что касается Русской Православной Церкви. Дядя Дима, величина, красота, художественный уровень исполнения этого без сомнения католического Храма, удивляет, поражает, восхищает и вызывает священный трепет. Ничего подобного я никогда не видел. Наши великолепные Храмы Христа Спасителя в Москве и Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, в несколько, повторяю в несколько раз меньше Собора Святого Петра. Художественный уровень Собора обеспечен архитектурными работами Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. В нем хранятся мощи Святого Петра, Апостола Симона, Камня, на котором Христос обещал построить свою Церковь. Велик Собор. Велик. И не только размерами. Нужно быть честным перед собой.
      А теперь оцените размеры: общая длинна базилики 211,6 метров, на полу центрального нефа нанесены метки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира. Народу было много, разглядеть каких именно мне не удалось. Купол собора возвышается на высоту 136,6 метра. Внутренний диаметр купола 41, 4 метра. Внутренняя высота составляет 119 метров! Огромное, огромное сооружения. Внутри храм украшен скульптурными композициями, их восемьдесят штук!, каждый отдельный персонаж в композиции – например, статуя Святой Равноапостольной Царицы Елены, имеет размер в три - четыре метра, а они вовсе не выглядят очень большими, они гармонично вписаны в огромные размеры Собора. И только позолоченная бронзовая фигура Апостола Петра имеет правильные анатомические размеры, но то Апостол Петр, его величие не определяется физическими размерами.
      Честно скажу, общее мое состояние было близко к шоку. Только выйдя из Собора, я вспомнил про открытку. Ящика я так нигде и не увидел, не в храме конечно, а на площади пока стояли в очереди. Ящик оказался в той же церковной лавке, где я купил марку, и куда я зашел, чтобы узнать, где они его (ящик) прячут?
      - Where’s a post box?
      - Here’s.
      - Where’s?
      - Look, senior, please, here’s.
      Действительно, прямо в лавке на лестнице, где были мои глаза раньше?
      (четыре)
      Что интересно, открытка-то получилась скорее ватиканская, чем римская.
  

ОТКРЫТКА ИЗ ФЛОРЕНЦИИ

   «Теперь Флоренция несколько шумнее и пестрее,
      давка на улицах страшная… жить гораздо дороже,
      чем прежде, но сравнительно с Петербургом все-таки сильно дешевле…»
      Ф. Достоевский

  Флоренция

Во Флоренцию мы поехали после дня отдыха в аутлете. Шучу. День отдыха был уже хотя бы по тому, что не надо было вставать в пять утра. Мы проспали после Рима часов до девяти не меньше. Потом пошатались по Римини, а на 13-10 у нас был назначен автобус в аутлет. Как я уже писал, не духом единым, надо во что-то и одеваться. К сожалению, в аутлете все товара для нас разделились на две части: на те, что доступны по ценам, и на те, что не доступны. Причем те, что доступны, мы бы и в России даже за более дешевые деньги не взяли, а те, что не доступны, на них можно только облизываться. Короче, купили две пары джинсов и курточку Валико, на том наш поход за вещами и закончился.
      На следующее утро в шесть часов мы уже ехали во Флоренцию в столицу Тосканы. Дорога туда была относительно недолгой (относительно Рима), всего-то два с половиной часа. Привезли нас к Башне на пьяца Ментана на набережной реки Арно часов в десять утра.  День был пасмурный, река отражала стальные облака, было прохладно, не сказать, что очень зябко. Не радостной погодой встречает Флоренция наше православное Рождество, что поделаешь, свое они уже отметили две недели назад. Правда, вчера вся Италия не работала и праздновала Богоявление, день святого Епифания, в народе называемом Бефана.
      Несколько слов о том, кто такая эта Бефана, пока мы были в Италии, она была повсюду. Бефана - мифический персонаж. Согласно легенде, она шествует по миру с 1 по 6 января в облике старой страшной старухи. В народных обрядах Бефану представляют в виде ведьмы – тряпичной куклы, которую возят в тележке по улицам города, а затем сжигают на костре, разведенном на главной площади. Бефана – это дохристианское представление людей о злых духах, приходящих на землю в новогодний период. Это как наша Баба Яга, только она у нас не привязана к сезонам. Позже Бефану стали ассоциировать со святой Епифанией, обычная надо сказать трансформация в народном сознании, и теперь эта бабушка незлая, а совсем наоборот. Теперь она испоняет роль Санты или Деда Мороза в Италии. Именно она оставляет в чулках подарки послушным детям. Не перестает удивлять, сколько народов – столько праздников.
      К половине одиннадцатого мы стояли на площади Святого Креста (Санта Кроча), возле Собора Святого Креста и смотрели на памятник Данте. Данте Алигьери являет собой классический пример для поговорки «в своем отечестве пророка нет». Рожденный во Флоренции он впоследствии был изгнан по политическим мотивам, и более он во Флоренцию не вернулся. Но политические мотивы меняются, сегодня выгодно поддерживать гвельфов, а завтра гибеллинов, а потом и во все нет ни тех, ни не других, а поэты такого уровня они практически вечны. И вот после двух веков забвения Флоренция вспомнила: «Ба-а-а… все читают Данте, а родился-то он у нас, а где похоронен?» А похоронен Данте в Ровене. И Флоренция начала тяжбу за прах великого поэта и в 1519 году добилась-таки разрешения папы Льва Десятого на перенос саркофага на родину героя. Но не тут-то было! Саркофаг привезли, а прах-то остался в Ровене. Такая вот неприятность. А что они хотели? Надо было сразу к поэтам относиться с уважением. Но зато теперь память о Данте во Флоренции увековечена прочно. Теперь он взирает на туристов во Флоренции со своего трехметрового гранитного постамента. Такая  поучительная история.

   С площади нас повели в ювелирный магазинчик, где мы все поахали (золото и Данте). А потом в кожевенную лавку, где на наших глазах нанесли золотое тиснение на кожу (золото, Данте и кожа).
      После чего нас отправили гулять, наказав собраться к 15-30 на Санта Кроча для проведения организованной экскурсии с профессиональным экскурсоводом.
      Гулять – так гулять. Раскрыв планшет с интерактивной картой Флоренции, мы с Валико уверенно пошли плутать по средневековому городу.
      Первое, с чего мы начали, это нашли развал с сувенирами и купили открытки. Раз!
      Второе, посетили Табачерию и купили марки – два!
      А потом в свободном режиме пошли искать почтовый ящик, а заодно и город посмотреть.
      Мы прогулялись по Золотому мосту, полюбовались на золотые же украшения, прикупили сувениры - Пиноккио (деревянный мальчишка родом из-под Флоренции). Пообщались с продавцом в сувенирной лавке:
      - Buon giorno, sinior! How are you?
      - Buon giorno! Could be better.  Only Russian and Chinese.
      Только русские и китайцы… С такими проблемами завтра вы и русских не увидите. Хотя китайцев на всех хватит.
      Покинув сувенирную лавку, мы отправились на площадь Питти, где стоит дворец Питти, в котором есть Палатинская галерея, в которой аж одиннадцать картин Рафаэля! Кроме Рафаэля есть Тициан, Рубенс, Ван Дейк, Караваджо и Мурильо. Мы, конечно же, не пошли в галерею. Нельзя набегу с бутербродом в зубах за сорок минут рассмотреть хотя бы и одну картину Рафаэля, не говоря уже об одиннадцати. Достоевский, который жил рядом с этим дворцом - они с женой снимали комнатку недалеко от пьяца Питти и мерзли в ней зимой 1864 года, в Италии уже тогда были проблемы с русским газом – писал о картинах Рафаэля: «А какие драгоценности в галереях! Боже, я посмотрел «Мадонну в креслах» в 63-м году, смотрел неделю и только теперь увидел. Но и кроме нее столько божественного. Но все оставил до окончания романа. Теперь закупорился». А мы бы за сорок минут кинулись рассматривать его одиннадцать картин? А Достоевский вон чё… Не-е-е, надо специально приезжать и смотреть.
      Время было обеденное, и пора было перекусить. А что во Флоренции самое аутентичное из еды? Флорентийский стейк – Кьянина!
      Кьянина - самое знаменитое блюдо из редчайшего и очень дорогого мяса, приготовляемое только в Тоскане. Лучшей прожаркой для флорентийского стейка считается rare. Кьянина практически не имеет жира, и чуть схваченное огнем в печи мясо получается удивительным по качеству: сочным, нежирным и безумно вкусным. По описаниям полутора- или двухкилограммового стейка, вполне хватает, чтобы насытиться двум-трем гурманам (ну и жрать горазды гурманы). Ценители называют насыщенный, глубокий вкус Кьянины «маслянистым». А сами тосканцы считают, что флорентийский стейк не требует соли и приправ, так как чуть солоноват от природы. И к стейку нужно, конечно, Кьянти! Большой глубокий бокал, чтобы можно было запивать стейк большими долгими глотками.
      Хоть бы раз попробовать…
      По случаю обеденного времени мы зашли в обычную кофейню. Заказали себе чай и парочку каких-то печеных изделий с яблоками в желе, которые, кстати, оказались безумно вкусными. Мы с Валико обратили внимание, что все плюшки в Италии очень, очень вкусные, правда-правда… Это не от того, что мы были заграницей и в Италии - плюшки действительно вкусны, думаю, потому что итальянцы делают их с любовью и уважением к своим клиентам. Вот уважают они каждого в отдельности и вообще, в целом, клиента, а потому выходит так вкусно.
      В кофейне я подписал открытку. (три!) А рядом обнаружил почтовый ящик. (четыре!)

  ЯФлоренция

   После этого с чувством выполненного долга мы пошли искать обзорную площадку. Я, правда, умышленно пошел в другую сторону, чтобы только по большому кругу дойти до нее. В результате мы плутали по каким-то закоулкам, попадали в тупики, и когда уже было совсем дошли до площадки, оказалось, что пора возвращаться. Честно говоря, просто Валико боялась, что мы заблудимся, и автобус уедет без нас. А я ее успокаивал, говоря, что это же так романтично - потеряться во Флоренции…
      В три пополудни мы были на пьяца Санта-Кроча и потом еще сорок минут ждали, когда подвезут наушники для экскурсии - запросто бы успели на обзорную площадку. Пока ждали, познакомились с афро-итальянцами (а как их прикажете называть?), которые учились в Институте Искусств (Instituto d’Art) и откуда-то хорошо говорили по-русски – может до этого они учились в РУДН? После того как пришла наш экскурсовод, и привезли наушники, нас повели на часовую экскурсию по Флоренции.
      Нельзя делать экскурсии для уставших туристов, они и так уже вымотались, и мозги у них совсем уже ничего не воспринимают, а им начинают рассказывать, кто и в каком году жил, где жил, на ком женился, почему развелся, и отчего умер. Во Флоренции это все про Данте и Медичи. Нас повели в дом-музей Данте. Потом нас повели еще куда-то, где был Данте, потом еще куда-то где жили Медичи. И все бы так и прошло незаметно для организма – он уже начал отключать внешние органы чувств, если бы мы вдруг не предстали перед Кафедральным Собором Санта-Мария-дель-Фьоре и не сказали «Вау-у-у!»  Во избежание излишних слов даю только технические характеристики этого культового сооружения, остальное надо смотреть, ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО СМОТРЕТЬ! Длина – 153 метра, ширина – 90 метров, высота арок  - 20 метров, высота сооружения – 90 метров, вмещает в себя более 30000 человек, строился 1296 – 1436 годы. (Я так все соборы теперь описывать буду) А в общем, нет у меня слов, чтобы описывать всю эту красоту. Нет и basta! Пусть жена Достоевского говорит: «…если ему (Достоевскому, прим. мое) случится разбогатеть, то он непременно купит фотографию этих дверей, если можно в натуральную величину, и повесит у себя в кабинете» Представляете себе эти двери, если их фотография недоступна по цене такому писателю как Федор Михайлович Достоевский? А написано это о бронзовых дверях Баптистория, что стоит напротив Санта-Мария-дель-Фьоре. Мы к сожалению, их не видели, Баптисторий был на реставрации.
      Насладившись Красотой, мы пошли смотреть Кабанчика. В каждом городе есть свой Кабанчик, которому нужно обязательно потереть какое-нибудь место, чтобы после этого на вас нежданно – негаданно обвалилось «щастье». В Москве всем собакам на станции метро «Площадь Революции» морды натерли до блеска, в Санкт-Петербурге выпускники Высшего Военно-Морского училища ежегодно на выпуск на Сенатской площади коню Петра… И ничто, и никто не способны остановить человека от натирания себе «щастья». Все знают, что это глупость, но все трут. Мы с Валико, оперившись белыми вороньими перьями, тереть Кабанчику ничего не стали. Я думаю – это гордыня.
      Заканчивалась экскурсия на площади Синьории. Это центральная площадь Флоренции. Здания на площади сами по себе замечательны, в них когда-то сидели в тюрьме Козимо Медичи и даже сам Савонарола, но главное не это. Главное, те скульптуры, которые стоят на этой площади: «Давид» Микеланждело (сегодня это копия, оригинал в музее), «Геркулес, победивший Какуса» Бандинелли, «Персей с головой Медузы» гениального проходимца Челлини, «Юдифь с головой Олоферна» работы Донателло, и венчает все огромный скульптурный комплекс «Фонтан Нептуна», созданный Бартоломео Амманати. Среди всего этого царства безумно прекрасных голых мужчин одиноко возвышается в центре площади статуя того самого Козимо Медичи, одетого и на коне. Может быть, если бы не сидел в тюрьме, тоже бы поставили голым. А так… Почему-то это навеяло грусть.
      Темнело, и мы вернулись к автобусу. Голова лопнула от информации и впечатлений и была уже не способна удерживать ни того, ни другого, ноги еле плелись. И вообще хотелось спать. «Кроме того, город всю ночь не спит и ужасно много поет песен. Окна у нас ночью, конечно отваренные, а к утру, к 5 часам, кричит и стучит базар, кричат ослы – так что нет никакой возможности заснуть…» (из письма Достоевского к Софье Ивановой) А завтра в Милан. Милан факультативен, то есть за свои деньги и добровольно, можно не ехать и отдохнуть, но мы не будем. Слава богу, у нас в Римини нет под окнами ни базара, ни ослов, и песен тоже никто не поет. Так что поспим, отдохнем и голову починим!

Tags: Италия, Рим, Флоренция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments